Хоровое наследие

Георгий Свиридов(16.12.1915-06.01.1998).

"Поэма памяти Сергея Есенина"(1956). "Патетическая оратория"(1959). "Светлый гость"(1960) на стихи С.Есенина. Кантата "Деревянная Русь"(1964) на стихи С.Есенина. "Курские песни"(1964). Кантата "Снег идет" на стихи Б.Пастернака(1965). Маленькая кантата "Грустные песни" на стихи А.Блока(1965).Оратория "Двенадцать" на стихи А.Блока. "Весенняя кантата" на стихи Некрасова: Весенний зачин, Песня, Колокола и рожки, Матушка Русь(1972). Хоры из музыки к трагедии А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович" (Молитва, Любовь святая, Покаянный стих)(1973). Концерт "Памяти А.Юрлова"(1973): Плач, Расставанье, Хорал. Поэма(три хора) "Гимны Родине" на стихи Ф.Сологуба (1978). Концерт для хора "Пушкинский венок"(1979). Кантата "Ночные облака" на стихи А.Блока: Ночные облака, У берега зеленого, Часовые стрелки близятся к ночи, Любовь, Балаганчик(1979). "Песни безвременья" (1980) на стихи Блока: Осень,Светлые поля,Весна и колдун, Икона. Хоровая поэма "Ладога" на стихи А.Прокофьева(1980):Песенка про любовь, Балалайка, Озерная вода, Ночная запевка, Борода. Концерт acapella "Песни о Родине" на стихи Александра Блока. Песни на стихи С.Есенина "Душа грустит о небесах", "Вечером тихим", "Табун", "Ты запой мне ту песню". "Повстречался сын с отцом" на стихи А.Прокофьева. "Казачьи песни"(1938). Три миниатюры для хора(Хоровод, Веснянка, Коляда). Цикл "Песнопения и молитвы"(1980-1997).

Воспоминания Г.Свиридова.

Воспоминания о Валерии Гаврилине(12.08.39-28.01.99)

Хоровая симфония-действо "Перезвоны" (По прочтении Шукшина) для большого смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца(1982). Вокально-симфоническая поэма "Военные письма" для солистов, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра(1974). Цикл "Вечерок". "Скоморохи":оратория-действо для солистов, мужского хора, балета и симфонического оркестра(1967). "Русская тетрадь".


Сергей Иванович Танеев(1856-1915).

Кантаты для хора и оркестра "Иоанн Дамаскин" на слова А.Толстого,"По прочтении псалма" на слова А.Хомякова. Отдельные песнопения Всенощного бдения (знаменного распева):Благослови,душе моя,Господа"(1879),"Блажен муж"(1879),"Господи,воззвах(1 глас)","Свете тихий"(3-гол.), "Свете тихий"(5-гол.),тропарь воскресный(1 глас),"Хвалите имя Господне"(1883),"Ирмос 1-ой песни канона на Богоявление" (1881),"В церковь небесную"(1879),"И ныне,и присно","И ныне...Преблагословенна еси(1890),"Взбранный Воеводе".
Отдельные песнопения Литургии:"Херувимская"(киевского распева)(1880),Причастные стихи(киевского распева): "В память вечную","Чашу спасения приму","Во всю землю","Спасение соделал еси"(1883),"Радуйся, праведнии".Причастные стихи греческого распева:"Творяй,ангелы"(1883)."Херувимская".12 хоров на стихи Якова Полонского:"Вечер","Посмотри,какая мгла", "На корабле","Прометей","На могиле","Развалину башни,жилище орла","Молитва","Из вечности музыка вдруг раздалась", "Увидал из-за тучи утес","Звезды","По горам две хмурых тучи","В дни, когда над сонным морем"."Восход солнца"."Серенада".

Сергей Рахманинов(1873-1943).

"Всенощное бдение"(1915): произведение написано в разгар первой мировой войны-"годину бед и тяжких испытаний". Впервые столь крупный композитор создал масштабное произведение, отвечающее требованиям стиля и жанра духовной музыки, и в то же время овеянное свободным полетаом творческой фантазии. Композиция "Всенощной" состоит из 15 песнопений. Десять из них построены на различных вариантах знаменного распева, пять из них(1,3,6,10,11) написаны Рахманиновым на собственные темы. В цикле переплетаются лирика, эпос, драма, элементы философского размышления, фольклорные мотивы. "Всенощная" была исполнена впервые 10 марта 1915 года в Большом зале Багородного собрания(ныне Колонном зале) в концерте духовной музыки, с которыми в те годы регулярно выступал Синодальный хор. Дирижировал хором профессор Московской консерватории, главный регент Синодального хора Н.М.Данилин - близкий друг Сергея рахманинова. Несмотря на большой успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Она не вошла как церковное произведение в литургическую практику, а в светских концертах звучала редко. И тем не менее"Всенощное бдение" - одна из вершин отечественного музыкального творчества, принадлежащая к безусловным мировым шедеврам духовной хоровой музыки.(По материалам УШ-ого Пасхального фестиваля).
Вокально-симфоническая поэма-кантата "Колокола"(1913) , написанная по одноименной поэме Эдгара По с переводом Константина Бальмонта, "Литургия Святого Иоанна Златоуста"(1911), концерт для хора "В молитвах неусыпающую Богородицу", кантата "Весна" на стихи Некрасова(1901), "Пантелеймон-целитель" на стихи А.Толстого(1899), "Островок" на стихи К.Бальмонта, "Три русские песни" для хора и оркестра(1928),"Вокализ".


Cергей Прокофьев(1891-1953).
Оратория "На страже мира", вокально-симфоническая сюита "Зимний костер", кантата "Александр Невский"(1939), оратория "Иван Грозный", "Многая лета",кантата к ХХ-летию Октября.

Джузеепе Верди(10 октября 1813-1901).
Автор произведения для хора, оркестра и солистов "Реквием"(1874).В концертах часто исполняются хоры из опер Дж.Верди.

Дмитрий Шостакович(1906-1975).
Оратория "Песня о лесах", цикл "10 поэм на слова революционных поэтов"(1951), кантата "Над нашей родиной солнце сияет"(1952), "Казнь Стеньки Разина", "Вокализ" из музыки к кинофильму "Падение Берлина","Вокализ"(народный плач) из кинофильма "Король Лир".

Исполнители хоровой музыки Дмитрия Шостаковича.


Игорь Стравинский(1882-1971).
Кантата для мужского хора и оркестра "Звездоликий" на стихи К.Бальмонта(1912).Опера-оратория "Царь Эдип"(1927). Кантата "Симфония псалмов"(1930).Духовная кантата "Плач Иеремии" для солистов, хора и оркестра(1958).Оратория "Персефона" на стихи Андрэ Жида для хора, оркестра, чтеца.Кантата для солистов, хора и оркестра "Проповедь, притча и молитва". Три хора на канонические тексты - "Отче наш"(1926), "Верую"(1932), "Богородице, Дево, радуйся"(1934). Первое концертное исполнение хоров состоялась 18 мая 1934 года. В марте 1949 года была создана латинская версия этих хоров - Pater Noster, Credo, Ave Maria - для их использования в католическом обиходе."Introitus T.S.Eliotin memorium", канонический текст заупокойной молитвы памяти Эллиота.Месса, канонический текст католической литургии в 5-ти частях для смешанного хора и двойного квинтета струнных.

Чайковский Петр Ильич(7.05.1840-1893).
Литургия св. Иоанна Златоуста(1878): Литургия Святого Иоанна Златоустого (в первом издании – Литургия святого Иоанна Златоуста) –цикл песнопений для смешанного хора, соч. 41 до мажор. 15 частей: 1. После возглашения "Благословенно Царство...", 2. После первого антифона, 3. После малого входа, 4. После чтения Апостола, 5. После чтения Евангелия, 6. Херувимская песнь, 7. После Херувимской песни, 8. Символ веры, 9. После Символа веры, 10. После возглашения "Твоя от твоих...", 11. После слов "Изрядно о Пресвятей...", 12. После возглашения "И даждь нам единеми усты...", 13. Молитва Господня, 14. Причастный стих, 15. После возглашения "Со страхом Божиим..." На церковнославянском языке. "Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении", –писал Петр Ильич Чайковский в письме Надежде фон Мекк. В апреле 1878 года композитор пишет тому же адресату: "Я бы хотел сделать что-то в области церковной музыки. Здесь перед композиторами лежат обширнейшие и почти нехоженые пути. Я уважаю определенные достижения Бортнянского, Березовского и других; однако сколь мало соответствует их музыка византийской архитектуре, иконам и всему духу православной литургии!.. Вполне возможно, что я решусь написать "Литургию св. Иоанна Златоуста" целиком!" Двумя месяцами ранее Чайковский просит своего издателя П. И. Юргенсона прислать ему полный текст литургии Cв. Иоанна Златоуста. А в мае 1878 года в Каменке заканчивает свое грандиозное хоровое творение. Первое исполнение музыки Литургии Cв.Иоанна Златоуста состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение Литургии во время богослужения. В Москве Литургия Cв. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем в экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П. И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит "молитвенное настроение", что в ней "не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа", как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента "светскости". Критики, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Кому-то не нравилось непохожесть музыки П. И. Чайковского на привычные сочинения Львова, Бортнянского и Сарти, иные говорили об отсутствии древнецерковного стиля, ну а некоторые из духовных лиц негодовали просто на дерзкую попытку "светского" композитора создать музыку к богослужению. После московской премьеры на исполнение Литургии Св. Иоанна Златоуста Чайковского в храмах был наложен запрет, который был снят лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского, обычно в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича. Это были службы, на которые в переполненные храмы собиралась творческая интеллигенция Москвы и Петербурга. Литургия Св. Иоанна Златоуста Чайковского во второй половине XIX века в России стала первой смелой попыткой крупного светского композитора создать полностью авторскую музыку к православному богослужению. В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику. Музыка к Литургии Чайковского стала первой ласточкой музыкально-духовного Ренессанса в России начала ХХ века. Хор "Соловушко" на собственные слова и переложение для хора детской песенки "Легенда" на слова Алексея Плещеева были созданы Чайковским по просьбе Федора Беккера, главного хормейстера Императорского Мариинского театра. Федор Беккер с 1888 года был организатором и руководителем ежегодных духовных концертов хора Мариинского театра. В январе 1889 года он обратился в письме к П. И. Чайковскому с просьбой сочинить два светских хора для концерта хора императорской оперы. Композитор охотно откликнулся на призыв, и уже через четыре дня после получения письма, отправил Беккеру эти две хоровые миниатюры, исполненные в концерте хора императорской оперы 19 марта 1889 года в Петербурге. Хор "Ночевала тучка золотая" на стихотворение М. Ю. Лермонтова "Утес", стало одним из произведений, сочиненных П. И. Чайковским, что называется, "по случаю". С 1886 по 1890 год композитор 5 раз посещал Кавказ, где в Тифлисе в то время работал его родной брат Анатолий Ильич. В один из таких приездов 2 июля 1887 года в Боржоме Чайковский пишет в своем дневнике: "Приходили трое незнакомых людей с просьбой написать им хор. Что можно было выдумать более глупого!!!". Однако спустя три дня хор на Лермонтовские стихи был закончен. Не сохранилось никаких сведений о первом исполнении хора, а автограф случайно в 1910 попал в нотное издательство Юргенсона через М. М. Ипполитова-Иванова от некой госпожи Кайтмазовой, по просьбе которой был создан этот шедевр. Однако в связи с выяснением размером гонорара хор был впервые издан в Москве только в 1922 году и почти сразу стал одним из популярных произведений П. И. Чайковского. Всенощное бдение(1881).Девять духовно-музыкальных сочинений(1884-1885): "Херувимская песнь" №1-3,"Тебе поем", "Достойно есть", "Отче наш", "Блажени яже избрал","Да исправится","Ныне силы небесныя". "Ангел вопияше"(1887)."Трисвятое".
"Ночевала тучка золотая"."Соловушко". "Легенда". Кантата "Москва".


А.Гречанинов.
"Демественная литургия"(Liturgia domestica*) — произведение своеобразное, сугубо концертное: по составу песнопений оно соответствует православному богослужению, однако звучит в сопровождении инструмента, который используется при богослужении католическом. В этом неравном ансамбле орган явно уступил живому, эмоциональному человеческому голосу. В первой четверти ХХ века молодой композитор Александр Гречанинов, автор многих духовных сочинений, увлеченный идеями модернизма, попытался создать новый жанр духовной музыки (с инструментальным аккомпанементом) и даже обращался в Синод с просьбой о церковном исполнении подобных произведений. "Демественная литургия" была написана в 1917 году, как утверждают историки искусства, в доме на Красной Пресне, которая в дни революционных событий буквально утонула в крови. В это тревожное время Гречанинов создает настоящий гимн благодарения, ликования, радости вере, в то же время полный драматизма, где даже прошения ектении ("о богохранимой державе Российской и спасении ея") имеют особый смысл. В 1925 году музыкант покинул Россию, и до конца ХХ века большинство его сочинений, в том числе "Демественная литургия", в нашей стране не исполнялись.
*Доместикация - в бытовом смысле одомашнивание живых существ, а в общем смысле - нравственное очищение животного начала в человеке(Карл Юнг."Символы трансформации").

Степан Аникиевич Дегтярев(1766-1813) Творческое наследие С.Дегтярева полностью не изучено и не опубликовано. Приводим список опубликованных произведений:
"Ангел вопияше". "Благо есть исповедатися Господеви"."Благословлю Господа, вразумившаго мя"."Блажени еси"."Блажен муж". "Богоотец убо Давид"."Боже, Боже мой"."Боже, во имя Твое, спаси мя". "Боже, приидоша языцы в достояние"."Взыде,Бог". "Вси языцы, елика сотворил еси"."Высшую небес".Господи, возлюбих благолепие"."Господи,во свете лица Твоего"."Гряди от Ливана невесто"."Да воскреснет Бог"."Днесь всяка тварь"."Днесь Христос в Вифлееме рождается"."Дух Твой благий". "Задостойник Рождества Христова"."Златокованную трубу"."Иже херувимы"."Изми мя от враг моих,Боже"."Ирмосы Пасхи". "Концерт Крещению Господню"."Концерт св.Чудотворцу Николаю"."К Тебе,Господи, воздвигох"."Милость мира"."На безсмертное Твое Успение"."На всяк день благословлю"."Небо и земля"."Не ревнуй лукавнующим"."Отче наш"."Пойте Господеви, живущему в Сионе". "Помилуй мя, Боже, яко на Тя уповаю "."Пособивый Господи кроткому Давиду"."Преславная днесь"."Приидите,новаго винограда". "Радуйтеся,праведнии, о Господе"."Свете тихий"."Сей день радости и веселия"."Сей нареченный"."Се ныне время благоприятно". "Слава в вышних Богу"."С нами Бог"."С небесных кругов слетев Гавриил"(1)."С небесных кругов слетев Гавриил(2)"."Тебе поем". "Терпя,потерпех Господа"."Тропарь Рождества Христова"."Услыши,Господи, молитву мою"."Хвалите имя Господне"."Херувимская песнь №2".
Оратория для хора и оркестра "Минин и Пожарский".

Дмитрий Степанович Бортнянский(1751-1825)

Сочинения Бортнянского издавались Придворной певческой капеллой, начиная с 1782 года. Первое полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского вышло в издательстве Юргенсона под редакцией П.И.Чайковского в 1881-1882г.г.
Песнопения Дмитрия Бортнянского для церкви:

Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора. Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов). Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов). Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров). Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений). Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса. Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

Основные даты жизни и творчества Д.С. Бортнянского(по книге Константина Ковалева-Случевского "Бортнянский"):
1751 — Родился в городе Глухове.
1758 — Семилетним певчим отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.
1764 — Исполняет главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».
1766—1768 — Работает при дворе под началом Бальдассаре Галуппи.
1768 — Отправлен пенсионером в Италию, в Венецию для обучения музыке у Б. Галуппи, одновременно участвует в средиземноморской кампании русского флота под началом графа А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата.
1776 — В Венеции в театре «Сан-Бенедетто» поставлена опера «Креонт».
1778 — Там же прошла премьера оперы «Алкид».
1778 — На сцене герцогского театра в Модене поставлена опера «Квинт Фабий», в годы обучения в Италии пишет также ряд хоровых произведений на латинские и немецкие тексты.
1779 — Возвращение в Россию.
1780—1784 — Работа при российском дворе в качестве капельмейстера, руководство хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте. Начало работы над созданием цикла духовных хоровых концертов.
1785 — Назначение капельмейстером при «малом» дворе Павла Петровича.
1786—1795 — Обучение музыке Марии Федоровны, детей Павла, создание цикла сонат для клавесина, Концерта для чембало с оркестром, Квинтета, Концертной симфонии — первого в России симфонического произведения.
1786 — Премьера оперы «Празднество сеньора» в Павловском театре, одновременно премьера оперы «Сокол» в театре в Гатчине.
1787 — Постановка в Павловске оперы «Сын-соперник».
1796 — Назначение на должность управляющего Придворной певческой капеллой — главным хором Российского государства.
1801 — Начало деятельности Бортнянского в Петербургском филармоническом обществе, знаменитые концерты хора капеллы, где впервые в России исполняются лучшие сочинения европейских и русских композиторов, Бортнянский становится директором Придворной певческой капеллы. 1804 — Избран почетным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
1791—1814 — Пишет ряд кантат и ораторий на слова Г. Р. Державина: «Любителю художеств», «Страны российски, ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из чужих краев» и другие, а также на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого, П. А. Вяземского, А. Востокова и других, создает гимн «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова и другие духовные гимны, заканчивает работу по созданию Духовных хоровых концертов и переложению церковных песнопений на современную нотацию.
1812 — Пишет песню для солиста, хора и оркестра «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского, а также «Песнь ратников» и «Марш всеобщего ополчения в России».
1816 — Назначается цензором всех издаваемых в России нот церковного пения, пишет общегосударственную Литургию, части служб.
1817—1824 — Концертная деятельность в капелле, издательская работа в области хорового искусства, подготовка к выпуску в свет собственных Духовных хоровых концертов, участие в работе по «Проекту об отпечатании российского крюкового пения», педагогическая деятельность в капелле. 1825, 27 сентября — кончина в Санкт-Петербурге, позднее — погребение на Смоленском кладбище.
1953 — перенесение праха Бортнянского со Смоленского кладбища в Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской лавре.

Леош ЯНАЧЕК (чеш. Leos Janacek, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава, Чехословакия) – чешский композитор, музыковед-этнограф и педагог.
Rakos Raoczy. Балет с пением (1891)
Hospodine! Для четырех солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных (1896)
Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра (1897)
Otse nas (Отче наш). Кантата для тенора, хора и фортепиано (1901)
Elegie na smrt dcery Olgy. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1903)
Zdravas Maria для тенора, хора и органа (1904)
Messe Es-Dur для хора и органа (1907-1908, незакончена)
Na Solani sartak. Кантата для мужского хора с оркестром (1911)
Vecne evangelium. Легенда для солистов, хора и оркестра (1914)
Glagolska mse (Глаголическая месса). Кантата для солистов, хора и оркестра и органа (1926)

На главную...

Hosted by uCoz