Бодхисаттвы - Достигнув нирваны, будда лишается возможности помогать существам этого мира, его связь с другими существами прекращается. Но есть люди, достигшие той ступени, когда они могут уйти в нирвану, но отказываются от этого, чтобы спасти все живые существа от страданий. Приверженцы хинаяны считают, что бодхисаттвами были только будды прошлого (их насчитывают 24), будда Шакьямуни и грядущий будда Майтрея. В махаяне считают, что бодхисаттвой может стать любой человек, а потому число их может быть бесконечно. Чтобы стать им, человек должен осознать избавление других существ от страданий как важнейшую цель своей жизни, принести в присутствии будды или бодхисаттвы обет спасти всех от цепей сансары, и, постигая шесть духовных совершенств (парамит) - щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость, - достичь высшего состояния любви и сострадания ко всему сущему. Бодхисаттв объединяют в несколько групп: бодхисаттвы созерцания (Авалокитешвара, Майтрея, Самантабхадра, Ваджрапани, Вишвапани), восемь главных бодхисаттв (Авалокитешвара, Акашагарбха, Ваджрапани, Кшитигарбха, Сарваниварнавишкамбхин, Майтрея, Самантабхадра, Манджушри) и триада Авалокитешвара, Ваджрапани, Манджушри.
Авалокитешвара (скр. avalokiteśvara - "владыка зрящий") - один из наиболее почитаемых бодхисаттв. Дхьяни-будда
Амитабха во время медитации испустил из правого глаза белый луч, и так на свет появился Авалокитешвара. В наше время он замещает
ушедшего в нирвану будду Шакьямуни до прихода грядущего будды Майтреи. Он бодхисаттва-спаситель. Увидев, что кто-то попал в беду,
он на облаке в разноцветном сиянии спускается с небес, чтобы спасти молящего его человека. Глаз - один из атрибутов Авалокитешвары.
Поскольку он принадлежит к лотосовой семье будды Амитабхи, то и лотос почти непременный его атрибут. Насчитывается 108 (священное
для буддистов число) его форм.
Зеленая Тара в буддизме не мудрость (бодхисаттва мудрости - Манджушри), а защита.Сейчас наиболее
распространены две формы - Белая и Зеленая Тары . Белая Тара появилась из слезы из правого глаза будды Амитабхи, а
Зеленая - из левого. По другой легенде, когда Авалокитешвара пролил слезы, видя страдания людей в мире, из них образовалось
озеро, в которм вырос лотос. Когда лотос раскрылся, в нем сидела Тара. Символ Белой Тары раскрытый лотос-падма,
Зеленой - закрытый лотос-утпала. По преданию, именно Белая и Зеленая Тары воплотились в китайскую и непальскую принцесс,
которые стали женами тибетского царя Сронцзан Гампо и принесли буддизм в Тибет. Сама же Тара, согласно одной легенде,
произошла из слез Авалокитешвары, оплакивавшего страдания живых существ. По другой - она была принцессой, желавшей
достичь просветления. Ее уверяли, что для этого она должна в следующем рождении стать мужчиной. Но принцесса
совершенно справедливо заявила, что дхарма не знает ни мужчин, ни женщин, так что она сумеет достичь цели и в этом обличии. Много эпох
она предавалась совершенствованию, после чего принесла обеты бодхисаттвы перед буддой Амитабхой и с тех пор помогает всем.