Казьмина Е.О., Крушатина З.
О выдающихся отечественных исполнителях хоровой музыки Д.Д. Шостаковича.

Исследуя контакты Д.Д. Шостаковича с исполнителями его произведений, приходим к выводу, что композитор был человеком, который ценил постоянство в сотворчестве. Поэтому первым интерпретатором, например, ряда симфоний являлся Е.А. Мравинский, премьеры опер «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» прошли в Малеготе. Столь же постоянная привязанность, мотивированная восхищением и признанием высокого профессионального мастерства, возникла у Шостаковича к хорам, которыми руководили А.В. Свешников и А.А. Юрлов.
Хотя Дмитрий Дмитриевич не тяготел к хоровому творчеству в той же степени активности, допустим, как его современник Г.В. Свиридов, тем не менее он признавался: «Меня искренне увлекает работа для хоровых коллективов»1. На протяжении всего творческого пути композитор обращался к богатым возможностям хоровой звучности. Это были: хоровые песни в кинофильмах, хоры в симфониях, оратория, поэма, кантаты, циклические акапельные сочинения, обработки народных песен. Но мало написать произведение. Как важно, чтобы оно было хорошо исполнено и заинтересовало слушателя, а лучше даже полюбилось им.
Свое первое крупное акапельное сочинение — «Десять поэм» на слова революционных поэтов — Шостакович передал в руки Государственного русского хора и его дирижера Свешникова. Почему? Ответ получим из высказывания Дмитрия Дмитриевича: «Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора также и потому, что он почти во всех случаях являлся первым популяризатором новых произведений. Можно, не ошибаясь, сказать, что все значительное в хоровой музыке последних лет было исполнено этим хором — с любовью, с высоким мастерством. Народный артист СССР профессор Александр Свешников является превосходным музыкантом и отличным руководителем коллектива…Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству во многом обязан хор своими успехами»2.
«Десять поэм» Шостаковича и их премьерное исполнение хором произвели на слушателей сильное впечатление. В. Богданов-Березовский писал: «Партитура Шостаковича требует исключительной слаженности ансамбля, богатства красок, точной и выразительной дикции, владения не только песенными, но и речевыми средствами вокального исполнения. Всего этого добился коллектив Хора русской песни, включающий также и образцовый ансамбль мальчиков3 Высокую оценку итальянской прессы получило исполнение поэмы «9 января» во время гастролей хора в Турине (1965).
Как известно, Свешников является организатором Московского хорового училища мальчиков. Наряду с другими композиторами в стенах учебного заведения не раз бывал Шостакович, встречаясь с учащимися. Дмитрий Дмитриевич с восхищением слушал хор училища, которым также дирижировал Свешников. На этот коллектив ориентировался композитор, когда писал начало кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет», где использовал один из образцов знаменного распева, «подсказанный» ему Александром Васильевичем, о чем вспоминал В. Агафонников4.
Отличным толкователем хоровой музыки Дмитрия Дмитриевича был и А.А. Юрлов. Шостакович также высоко ценил исполнение своих опусов Республиканской русской хоровой капеллой под управлением Юрлова. Выступления коллектива надолго оставались в памяти слушателей. Хоровой деятель В.С. Попов вспоминал: «Невозможно, скажем, забыть замечательную интерпретацию капеллой обработок русских народных песен, сделанных Д.Д. Шостаковичем. Особенно тонко и глубоко по-народному исполняла капелла его обработку «Венули ветры»…Хор появлялся на сцене, спокойно двигаясь хороводом. Постепенное заполнение сцены удивительно логично связывалось с звуковым насыщением хоровой партитуры»5. Триумфом сопровождалось исполнение поэмы «Казнь Степана Разина». Хор участвовал и в первом представлении 13-й симфонии.
Сегодня об интерпретациях коллективами Свешникова и Юрлова хоровых сочинений Шостаковича мы можем судить по грамзаписям. Госхором записаны: «Венули ветры» и «Как меня младу-младешеньку», «Десять поэм» и «Над Родиной нашей солнце сияет». До 1975 года были выпущены пластинки с исполнением капеллой Юрлова «Казни Степана Разина» и «Песни о лесах».
Творческие взаимоотношения Шостаковича с названными хоровыми коллективами и их руководителями строились не только как сотворчество композитора с исполнителями. Шостакович-критик в 1950-60-х годах неоднократно высказывался о выступлениях коллективов6.
Таким образом, благодаря выдающимся российским исполнителям хоровая музыка Д.Д. Шостаковича, непростая по своему языку, была с интересом воспринята и понята, как отечественными, так и зарубежными слушателями и пополнила богатейшую сокровищницу мировой музыкальной культуры.
1 Д. Шостакович о времени и о себе. 1926-1975 /Сост. М. Яковлев; Под ред. Г. Привегиной. – М.,1980. – С. 147.
2 Цит. по: Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания /Сост. С.С. Калинин. – М.,1998. – С. 216.
3 Цит. по: Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания /Сост. С.С.Калинин. – М.,1998. – С. 211.
4 См..: Там же. – С. 118.
5 Александр Юрлов. Статьи и воспоминания. Материалы /Ред.-сост. И.Марисова. – М.,1983. – С. 42, 45.
6 См.: Шостакович Д. Концерт из произведений Баха //Сов. искусство. – 1951. – 24 марта; Государственный академический русский хор СССР //Театр. неделя. – 1958. - № 39. – С. 10-11; Завтра в Уфе — хор Свешникова //Сов. Башкирия. – 1962. – 14 февр.; Высокое искусство //Сов. Литва (Вильнюс). – 1968. – 8 марта; Д.Шостакович о хоре //Ленинская правда (Горький). – 1964. – 16 февр.; Закрепить творческие успехи //Бакинский рабочий. – 1956. – 30 марта; Высокое искусство //Сов. Литва. – 1968. – 8 марта.

Hosted by uCoz