Сергей Бирюков.
ИЗ ПРОПАСТИ ЗАБВЕНИЯ(Страницы жизни певца и православного священника Михаила Лебедева).
Начало XX было трагичным периодом для России. Революционные события 1905г., Великая мировая война 1914г, Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 запустили процесс насильственной ломки общественного сознания. Итогом этого явилась Гражданская война и Красный террор, в период которых погибли миллионы людей. Новые руководители страны Ленин и Троцкий стали активно разрушать фундамент православия – начиная с процессов над священниками, которые боролись против поругания святынь и разворовывания храмов в 1922г.
Попытаемся вспомнить о забытом уникальном басе Лебедева Михаила Петровича. М.Лебедев за свою короткую 35-ти летнюю жизнь успел достигнуть вершин в православной церкви, став архидиаконом Патриарха Тихона, успел развить свой уникальный голос, которым он наполнял церкви, и с высочайшим уровнем мастерства проводил службы. Это было отмечено не только огромным числом верующих, приходивших на богослужения, но и специалистами в области пения, в том числе и Ф.И.Шаляпиным. Основные этапы биографии М.Лебедева представлены в базе данных Православного Свято-Тихоновского университета http://213.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdecor.
М.Лебедев был сыном подрядчика и родился 29 августа 1895 г.р., в г. Петергофе. После окончания сельской школы он поступил на обучение певческому мастерству в хор Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни http://sobory.ru/photo/index.html?photo=27842)


Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы.

В период учения хоровому пению в Сергиевой пустыни М.Лебедев впитал в себя все те уникальные черты монашества и самоотречения, которые он потом использовал в борьбе с обновленчеством. История развития хорового искусства в Приморской пустыне описана в работе В.Котлярова «очерк истории Троице-Сергиевой пустыни под СПб.», 1958. (http://krotov.info/spravki/persons/bishops/kotlyarov.html). Архимандрит Игнатий «отлично понимал, что в монастыре прежде всего должно быть на высоком уровне богослужение. Настоятель сам стал подбирать музыкальных иеродиаконов и певчих, а архидиакона Гедеона выкупил у фабриканта Жукова за 200 руб. “Из разных монастырей были вызваны способные к пению монашествующие и послушники, хотя это стоило не маловажных издержек на проезд вызываемых, и издержки эти большей частью падали на собственную сумму настоятеля. Так устранено было первое препятствие. Второе было устранено Самим Промыслом Божиим, Который неожиданно послал обители такого наставника пения, какого только пожелать можно. Это был о. протоиерей Петр Иванович Турчанинов. Проживая с 1836 г. по 1841 г. в соседней Стрельне, наш знаменитый церковный композитор взял на себя по просьбе о. Игнатия труд обучить церковному пению сформированный настоятелем монастырский хор и с этой целью написал для него между прочим несколько лучших своих музыкальных произведений. Таковы, например: Слава и Ныне, Единородный Сыне, Херувимская, два номера Милость Мира, Достойно есть, Отче наш, Хвалите Господа с небес, Да исправится молитва моя, Ныне силы небесныя, Вкусите и видите, Благословлю Господа, Воскресни, Боже и Ангел вопияше... Совокупными трудами знаменитого композитора и о. архимандрита монастырский хор вскоре возведен был на степень первого в России монашеского хора”. Эти традиции продолжались и в период обучения М.Лебедева.
После окончания обучения М.Лебедев стал профессионалом в области церковного пения и с 26 февраля 1915 по 17 июля 1923 года служил протодиаконом в церкви Успения Божией Матери на Сенной площади. В Петроградский период жизни М.Лебедева ему пришлось сделать свой выбор, по какому пути идти. Принять путь обновленчества, которому последовал, в том числе и знаменитый протодиакон Холмогоров, или поддержать традиционную Православную церковь, за которую боролся Патриарх Тихон. В Петрограде обновленцы захватили большинство храмов и выбор другого пути был связан с потерей возможности служить в церкви и возможности зарабатывать на жизнь. В то тяжелое из-за экономической разрухи время М. Лебедев не принял обновленчество с их «демократическими» принципами. Одним из главных апологетов обновленчества, с которым пришлось столкнуться М.Лебедеву, был Александр Иванович Боярский (наст. фамилия Сегенюк). http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/819815.
Есть воспоминания архимандрита Феодосия (Алмазов) о борьбе Лебедева с обновленцами: «В Успенской церкви в одно из воскресений служил литургию протоиерей Александр Боярский. На великом входе протодиакон Михаил Лебедев торжественно помянул полным патриаршим титулом Святейшего Патриарха Тихона... После этого протодиакону Лебедеву, конечно, пришлось проститься с о.Александром Боярским , но он был вознагражден: сам Святейший Патриарх принял его в состав своего штата в Москве - он стал патриаршим протодиаконом, заменившим архидиакона Константина Розова" (http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages7e65-2.html?Key=16331&page=50).
Следует отметить, что М.Лебедев после обучения в Приморской пустыни всю свою короткую жизнь продолжал совершенствовать свой голос в исполнении духовной и классической музыки. Отца Михаила приняли в состав хора Мариинского театра в Петербурге, где он пел, скорее всего, с 1918г по 1923г. До революции петь в опере, посвященному в сан, возбранялось. При советской власти запрет утратил силу. Патриарх Тихон, наложил резолюцию на прошение одного из диаконов разрешить пение в хоре: «Петь разрешаю, но без припляса».
  С приходом советской власти «театр подвергается большевистским рейдам, инструкциям и циркулярам, артистам урезаются нормы продовольствия. В оперной  труппе в какой-то мере положение спас Федор Шаляпин, который вернулся в театр в 1918 году и стал его художественным руководителем. Он  привлек в творческий коллектив театра талантливую молодежь, сумел сохранить костюмы и реквизит театра, которые большевики собирались раздать неимущим крестьянам.    Шаляпин восстановил несколько русских и европейских классических опер, много выступал сам. В 1922 году Шаляпин эмигрировал из России, оставив в Мариинском театре сильный коллектив артистов и дирижеров». (http://www.rusarchives.ru/guide/muzspb/ved.shtml) «Хор Мариинского театра – коллектив, широко известный в России и за рубежом. Он интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры. В работе с хором Мариинского театра принимал участие и знаменитый режиссер Альберт Коутс. На фотографии из архива Мариинского театра представлен дирижер Альберт Коутс с артистами хора после представления оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в 1919г. В верхнем ряду, пятый слева стоит М.Лебедев в роли Русского воина. Он выделяется на фоне участников хора своей мощной фигурой. http://www.mariinsky.ru/company/choir/history/.


Альберт Коутс с артистами хора Мариинского театра

Князь К. Н. Голицын вспоминал об этом периоде жизни М.Лебедева в своих записках: "Он обладал внушительной фигурой и необыкновенно мощным красивым басом. Задолго до посвящения в дьяконы и до того, как он стал патриаршим протодьяконом, Лебедев занимался музыкой, пением. Рассказывали, что на этой почве состоялось его знакомство с Шаляпиным, который будто бы пророчил ему известность и славу на артистическом поприще" (Записки князя Кирилла Николаевича Голицына. М., 1997. С. 204).


Иван Иванович Юхов (1870/71 – 1943), сын крестьянина, получивший впоследствии регентское образование.

При переезде в Москву в 1923 М.Лебедев одновременно со службами в церкви Успения стал работать в хоре Юхова. Хор Ивана Юхова был одним из самых популярных в Москве, выступал со многими знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым. Описывая Московский период жизни М.Лебедева, архимандрит Феодосий (Алмазов) писал: "Значительных и колоритных диаконов было так много, что написать хоть что-либо о каждом из них - это тема объемистого бытового исследования и нет еще нового Лескова или нового Мельникова-Печерского, который вдохновился бы  ею и осилил бы ее. Пока что перечислим хоть поименно тех из них, которые своим постоянным участием не только украшали, но во многом содействовали и молитвенности и торжественности всех богослужений Святейшего Патриарха Тихона, где, конечно, первым будет все тот же великий патриарший архидиакон Константин Васильевич Розов. Следующий, равноценный ему по значению и, быть может, еще более замечательный по своему музыкальному дарованию и  возможностям (единственным в своем роде!) - протодиакон храма Никиты  Мученика на Басманной улице - Михаил Кузьмич Холмогоров. Затем пойдут: Михаил Лебедев - безвременно погибший в самом начале своей славы, соперничавшей с Розовской..." М.Лебедев стал начал служить при Патриархе после смерти К.В. Розова. Летом 1924 г борьба с обновленчеством вступила в решающий период. Патриарх Тихон проводил сложную тактическую политику, направленную на отстаивание интересов традиционной церкви. Тем не менее из-за сильного давления ему приходилось делать вид , что он не против сближения с обновленчеством. С другой стороны, он тайно готовил поездку в один из мощных центров традиционного православия в г. Серпухов, где хотел объединить усилия по борьбе с обновленцами. Задачей М.Лебедева было подготовить визит Патриарха Тихона и возглавить подготовку хора для проведения служб в разных церквях города Серпухова. Для этого М.Лебедев в мае 1924г. предварительно совершил поездку в Серпухов, где отобрал самых лучших исполнителей из разных хоров. В память об этой поездке М.Лебедев сфотографировался в Высоцком монастыре.


Фото из книги «Храмы Серпуховского благочиния» стр 132. Выполнено в праздник Святых жен-мироносиц в Высоцком монастыре.

Визит Патриарха Тихона в Серпухов происходил при большом стечении народа, который стоял с двух сторон улиц, по которым проезжал Патриарх. Святитель Тихон присвоил храму Никиты Белого статус Кафедрального собора. В память о визите была сделана фотография у храма Никиты Белого. На этой фотографии М.Лебедев стоит с букетом белых ромашек шестым слева во втором ряду. После приезда Патриарха значение собора Никиты Белого возросло, однако и его постигла тяжелая участь многих Серпуховских храмов.


Фото из книги «Храмы Серпуховского благочиния» стр 14. Серпуховское духовенство с Патриархом Тихоном у стен собора Никиты Белого.

Кафедральный собор после смерти Патриарха Тихона закрыли в 1929г. По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р. Нару и сожжены на льду. В это время М.Лебедев уже находился в ссылке в Ивановской области. Но сначала ему пришлось побыть в Бутырской тюрьме до отправки его по этапу в Иркутскую губернию и три года провести ссылку на реке Илим. Отец Михаил был настолько цельной личностью, что даже арест и тюрьма не смогли изменить его добрый нрав к православным людям с одной стороны и ненависть к власти с другой стороны. В воспоминаниях Новикова М.П. «Воспоминания о пребывании в Бутырской тюрьме в 1924-1925 гг.» на стр. 365 говорится: «Один раз даже упросили протодиакона Лебедева спеть хоть что-нибудь на память присутствующим, и он уважил эту просьбу и спел несколько куплетов из стихотворения "Полоса ль ты моя, полоса", вызвавши общий восторг.   -- Этакий голосище, -- говорили о нем в камере, -- он заглушил даже городской шум, всегда слышимый через тюремные стены. Во время его пения остававшиеся в камерах заключенные устремились на коридор, откуда были видны гуляющие, и облепили все окна, махая белыми платками, а когда он кончил, раздались дружные аплодисменты. Конечно, всем бы хотелось послушать и еще этого редкого человека, но его стеснялись беспокоить и больше не просили. Сам же он не был расположен петь светские песни и держался как-то особо среди всей публики.» (http://az.lib.ru/n/nowikow_m_p/).В Бутырской тюрьме М.Лебедев работал дворником. Князь Голицын описывает следующий случай. «Он вместе со священником о. Алексеем, вместе с ним выполнявшим роль дворника в тюрьме, зашел в здание бывшей церкви, где хранился дворницкий инвентарь, и, "видя себя под церковными сводами, венчанными небольшим куполом, он не смог побороть искушение и решил испытать, как звучит голос. Оставшись, видимо, довольным пробой, Лебедев, к великому ужасу отца Алексея начал... провозглашать анафему -- нужно ли уточнять кому именно!" (Записки князя Кирилла Николаевича Голицына. М., 1997. С. 204--205.) Через непродолжительное время М.Лебедев был этапирован в ссылку в Иркутскую губернию. М.Лебедев отбывал трехлетнюю ссылку в деревне Зарубино Нижнеилимского района Тулунского округа Иркутской губернии. В Иркутской ссылке, в деревне Зарубино не было больших храмов. Тем не менее, красивые очертания берегов реки Илима и отражение звука его голоса вдоль водной глади придавали М.Лебедеву новые силы. После окончания ссылки в Сибири М.Лебедева направили сначала в Иваново, а затем в г.Владимир под административный контроль. В городе Владимире он начал служить в церкви Вознесения с 1927г. М.Лебедев, занимаясь вопросами проведения служб в церкви Вознесения в г. Владимире, большое время уделял хору при церкви, в который входили жители города. Регентом хора был Платонов Иван Иванович, который с детства пел в церковных хорах, сначала в церкви Казанской иконы Божией Матери (Борисоглебской) Владимирского уезда Владимирской губернии, затем в Николо-Златовратской церкви в г Владимире и наконец после ее закрытия Платонов И.И. перешел в Вознесенскую церковь. Для того чтобы более тесно взаимодействовать с Платоновым по делам хора Лебедев вместе со своей женой переселился в дом Платонова, в котором устраивались репетиции хора. Эти репетиции впоследствии были расценены как собрания, на которых критиковалась Советская власть. В состав хора входили люди разных сословий. Это и бывшие военные, купцы и рабочие. После расстрела Лебедева участники хора были арестованы 27 октября 1930 г. и им были предъявлены стандартные обвинения в антисоветской деятельности. Членов церковного хора Серкина и Журба осудили на заключение в концлагере на 5 лет, Темтюгова, Платонова, Никитина, Клопова, Ионова, Фирсова, Трусова осудили на заключение в концлагере на 3 года. Григорьева и Покровского осудили условно. Некоторые участники хора церкви Вознесения в г. Владимире.

Архидиакон М.П. Лебедев (май в 1924г).Архив А.Мосолова.

Регент хора Платонов И.И (архив С.В. Бирюкова).

Д.И.Фруктов (архив Г.Г.Мозговой)


Журба Т.М. (Архив ФСБ).

Серкин А.Г. (Архив ФСБ)


По воспоминаниям Платоновой Анны Ефимовны – жены Платонова И.И. – регента хора в церкви Вознесения и его дочери Татьяны к ним в дом (где в то время жил М.Лебедев с его женой) приезжал М.Д. Михайлов (факт приезда Михайлова есть в допросе Платонова за 1930г). Любопытен тот факт, что согласно протокола допроса Платонова И.И. к М.Лебедеву приезжал не только М. Михайлов, но и Прокимнов, Владимир Дмитриевич и Чесноков Павел Григорьевич. Прокимнов, Владимир Дмитриевич, с 1921 по 1931г. служил в храмах Москвы; возведен в протодиаконы в 1922 г. С 1931 по 1949 г. Прокимнов работал в светских учреждениях и пел в церковных хорах. В 1949 г. определен Патриархом Алексием I диаконом, а в последующем стал и архидиаконом Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Пимена (http://www.people.su/89984).

Прокимнов Владимир Дмитриевич (http://visualrian.ru/)

Чесноков Павел Григорьевич (http://oleg-vasilenk.narod2.ru)

Знаменитый композитор Чесноков, Павел Григорьевич русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. «Как композитор Чесноков пользовался широкой всемирной известностью. Во всех его церковных произведениях ярко выражен основной смысл православных богослужебных песнопений - это свет и радость, что является основой всего православного богослужения…  Книга Чеснокова "Хор и управление им" является своеобразной энциклопедией работы с хором. Вся жизнь профессора Павла Григорьевича Чеснокова была посвящена служению русскому церковному хоровому искусству». (http://oleg-vasilenk.narod2.ru/noti/kompozitori/pgchesnokov). Таким образом, можно констатировать, что М.Лебедев даже в административной ссылке в г. Владимире был центром притяжения специалистов церковного хорового пения.
В начале 1930г. усилилось выявление контрреволюционных группировок в связи с трудностями процесса коллективизации и проблемами со снабжением населения продовольствием. Поскольку во Владимире в 1918г происходило восстание участников организации «Спасение родины и революции», было принято решение об аресте 22 человек, в том числе в ее состав ввели трех священников. Сначала арестовали священников Соколова М.И. и Зотикова И.И., а в последующем после первых допросов арестовали и М.П. Лебедева. Лебедева расстреляли 23 октября 1930г на территории Богородице-Рождественского мужского монастыря в г. Владимире. Белокаменный памятный крест установлен 30 октября 1993 г в арочной нише западной монастырской ограды. Следует отметить, что в этот период И.В. Сталин был озабочен тем фактом, что большое количество профессионалов в области пения уехало за рубеж и уровень солистов Большого театра и других театров упал. В своей книге «Сталин и органы ОГПУ» автор Рыбин А.Т. пишет: «Долгое время я работал у Сталина и военным комендантом Большого театра СССР, где Сталин бывал как сорежиссер, а не зритель. Он всячески способствовал притоку в ГАБТ видных солистов оперы П. Лисициана, М. Рейзена, дирижера С. Самосуда, В. Борисенко, М. Михайлова и др.» (http://www.vlastitel.com.ru/stalin/itog/st_ogpu.html). По видимому И.В. Сталин дал указание Луначарскому, отвечающему за культуру. Луначарский подключил к этому Горького и они стали приглашать на беседы тех священников, которые имели хороший голос, с тем, чтобы склонить их к сложению с себя сана и выходу из церкви. Таким примером стал диакон М.Д. Михайлов, обладающим мощным басом. Интересно, что по силе голоса народ ставил его на третье место после протодиаконов М. Лебедева и М.Холмогорова. «…Мощный густой бас Михайлова, неподражаемый в нижнем регистре, на верхних нотах терял свою силу, что давало основание знатокам диаконских голосов ставить его «в третьи». (С.А. Шумский. Воспоминания). На сайте (http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5007/28018/28019/33532) написано: «Большую роль в творческой судьбе Максима Дормидонтовича сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними привели к тому, что Михайлов бросил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания..»


Диакон Михайлов (http://www.classicalforum.ru)

Михайлов был не единственным, кому ОГПУ предлагало сложить сан. Гарькавцеву (Гаркавцев) Семену Григорьевичу, протоиерею, во время гонений на церковь было предложено выбрать - заключение, ссылку или оперный театр. Он служил протодиаконом вместе с М. Д. Михайловым. У о.Симеона был сильный, красивый голос - низкий бархатный баритон. О. Симеон после отказа петь в театре был арестован и отправлен на Север. (http://martirologvyatka.ortox.ru/vjatskijj_sinodik_-dukhovenstvo/view/id/7718) Память о М.Лебедеве долгое время хранилась у священнослужителей,, эмигрировавших из России. Не случайно, что его фамилия попала в перечень мучеников как «МИХАИЛ архидиакон Владимирский, н-препмуч. (†1930 г.)» в книге протоиерея Михаила Польского «НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ» опубликованном в Томе 1: Джорданвилль, 1949. http://www.st-rexnikolas.narod.ru/book/MP/N1.html Также не случайно, что М.Лебедев изображен на иконе священномучеников написанной в РПЗЦ. (http://www.bostonrusschurch.org/mchnkico.html) «Многие иконописцы Русского Православного Зарубежья написали иконы Новомучеников Российских ко дню их соборного прославления Русской Православной Церковью Заграницей 1 ноября (19 октября ст. ст.) 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке. Одна из икон Новомучеников, написанная для Богоявленского храма в Бостоне, художником Николаем Александровичем Папковым, отличается тем, что она первая, написанная с "клеймами", т.е. с иллюстрациями образов преследования, мучений и смерти православных христиан в Россиии, помещенными вокруг центрального образа святых Новомучеников. Общее содержание для всех изображений на иконе выражено в названии самого образа: Новомученики Российские за Христа смерть приявшие. Кто они? Это те, которые взяли крест свой и последовали за Спасителем, претерпев до конца смертные муки (потому всех мучеников изображают с крестом в руках). Тут мы видим представителей всех слоёв населения Православной Руси: от скромного поселянина и нищего странника до Царя и Патриарха». * * *

«Царственные мученики окружены сонмом священомучеников во главе с Патриархом Тихоном, митрополитами Владимиром, Петром, Агафангелом и Вениамином. Изображены также архиепископ Илларион, первомученик прот.Иоанн Кочуров, московский протодиакон Михаил Лебедев и бесконечный сонм архиереев, священнослужителей, монашествующих, мирян и детей. Ни перечислить, ни изобразить их всех нет никакой возможности, поэтому они изображены безымянно, символично, объединённые крестной смертью, собравшиеся под сенью Креста Христова в Горнем Иерусалиме, в Церкви Торжествующей, имена же их всех Ты, Господи, веси». (http://www.bostonrusschurch.org/mchnkico.html)


23 октября 2010 года исполнилось 70 лет со дня расстрела М.Лебедева. В память об М. Лебедеве в большинстве храмов, в которых он служил, были проведены панихиды. В этот день отец Владимир, настоятель Вознесенского храма в г. Владимире, отслужил панихиду на месте расстрела и у поминального креста.


Настоятель Вознесенского храма Отец Владимир у памятного креста 23 октября 2010г.


Михаил Петрович Лебедев Октябрь 1930г (архив ФСБ)

Будем надеяться, что поиски приведут к нахождению записи голоса этого уникального российского баса.Если кто-то знает что-либо о земной жизни Михаила Лебедева, просим присылать информацию по адресу: biryukov17@rambler.ru