Гаврилин Валерий: "Царь музыки - человеческий голос..."

Гаврилин Валерий Александрович был удивительным, добрым человеком, просто русский композитор с простой жизненной позицией.

17 августа 2006 года исполнилось 67 лет со дня рождения Валерия Гаврилина.В этот день в 18:05 на телеканале прозвучала запись хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны» в исполнении Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. Текст читает Валерий Золотухин.
Галина Ефимова вспоминала о Валерии Гаврилине: «Я работала в мюзик-холле, и мы готовили к выпуску спектакль «Балтийский ветер». Мы пели «Плач матери» Валерия Александровича Гаврилина. И когда мы его исполняли, я не могла петь, потому что сразу начинала плакать - музыка настолько волновала и трогала! И мне все хотелось посмотреть на композитора, который написал такую музыку. Вдруг Илья Рахлин говорит: «Позвольте вас познакомить. Ленинградский композитор Валерий Александрович Гаврилин». И выходит на сцену маленький человек, который стесняется, всем целует ручки, извиняется, что он вообще вышел сюда. Я была потрясена, как может такой маленький, скромный человек писать такую гениальную музыку!» Как написала Нелли Тульчинская, концертмейстер Петербургской консерватории, «самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора и вообще на великого человека. Небольшого роста, очень худенький, и с очень внимательными и очень добрыми карими глазами. И с очень красивым голосом, мягким таким баритоном». Скромный человек с внешностью учителя средней школы был композитором от Бога. Валерия Гаврилина называют Гением хоровой и вокально-симфонической музыки, музыкальным Есениным; великим стали называть еще при жизни, но произведений его не издавали. Музыку, которую композитор слышал в душе, он и сам едва успевал записывать. Теперь же собрать все воедино довольно сложно - к своему творческому наследию композитор относился без особого трепета. Мыслимое собрание сочинений огромно: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие как «Скоморохи», «Свадьба», «Перезвоны», музыка к спектаклям и кинофильмам («Анюта», «Женитьба Бальзаминова», «Живи и помни»)...
Все мы родом из детства. Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде. «Отсюда, из Вологды, - писал он впоследствии, - вынес я главную тему своего творчества. Я думаю - это тема женской судьбы, женского характера, потому что все эти годы главные люди, которые меня окружали, были женщины: моя мать, моя нянюшка-сказочница, мои воспитатели в детском доме». По воспоминаниям его первой учительницы музыки Татьяны Дмитриевны Томашевской, которая пришла вести занятия хора в вологодском детском доме в 1951 году и встретила там своего ученика, она удивилась его недетской пытливости, увлеченности музыкой. Ребенок, впервые севший за пианино в одиннадцать лет, спустя несколько занятий попросил «несколько книг о симфоническом оркестре», пояснив, что «хотел бы побольше знать». «Он учился с благоговением», – вспоминала учительница.
Татьяна Дмитриевна направила мальчика в музыкальную школу, где он постиг нотную грамоту. Впоследствии педагог Ленинградской Консерватории Иван Михайлович Белоземцев рекомендовал отправить мальчика в Питер, в специальную музыкальную школу для одаренных детей при Консерватории. Композиторским дипломом Валерия Гаврилина стал вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на стихи Гейне, написанный еще на третьем курсе. А вскоре, в 1965 году, появилась «Русская тетрадь». В Москве «Русская тетрадь» впервые прозвучала на фестивале музыкального искусства, и произвела сенсацию. «Останется немногое, - утверждал Георгий Васильевич Свиридов, один из кумиров и друзей Валерия Александровича, - но Гаврилин останется». После окончания Консерватории Валерия Гаврилина приняли в Союз композиторов, а в 1967 году наградили за «Русскую тетрадь» Государственной премией имени Глинки.
Валерий рассказывал, что первые детские впечатления от музыки были связаны у него с проводами солдат на фронт: плач женщин, рыдания переходили в пение-причитание. С тех пор музыка и боль были для него неразделимы. Способность сочувствовать людскому горю едва ли не самая главная черта Валерия Гаврилина - человека и музыканта. Но он сочинял не только печальную и драматическую музыку. Нет, этот человек, умел радоваться жизни, по-детски непосредственно откликался на добрую шутку. Он создал немало музыки, веселой и озорной.
В 60-е годы формирование художественной индивидуальности Гаврилина пришлось на так называемую «Новую фольклорную волну». До этого считалось, что классиками использованы все возможности народной песни. И вдруг молодые новаторы, отправившись в деревню и услышав песню в ее естестве, поняли, что необходимые свобода и свежесть в изобилии таятся в фольклоре. Постижение фольклора сильно обогатило тогда академическую музыку. Для Гаврилина народная интонация была не чем-то привнесенным извне. Для него народная музыкальная речь была естественным собственным языком.
Особое впечатление оставили у слушателей гаврилинские «Перезвоны» (1982), необычайно искренние, пропитанные русским фольклором. Премьера «Перезвонов» состоялась в Ленинграде, затем была повторена в Москве. В 1985 году сочинение было удостоено Государственной премии СССР. Это произведение было написано специально для Московского камерного хора. Хор здесь — главное действующее лицо. Гаврилин задумывал «Перезвоны» как хоровую симфонию-действо, поэтому хористы ходили по сцене, притопывали, хлопали в ладоши. Сам автор «Перезвонов» писал: «Тут как-то перемешались впечатления от творчества Шукшина с тем, что я знаю о живой личности писателя». По замыслу автора, герой оказывается в исключительной, трагической ситуации. В одно последнее мгновение перед смертью в памяти человека встает вся его жизнь, от беззаботной, удалой юности до предсмертной «ревизовки жизни». Тексты к симфонии были сочинены композитором. «Бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением. Образы дороги, пути, реки жизни» — главные...». Свиридов напишет о «Перезвонах»: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота ее стиля поразительна». Вот общее впечатление слушателей от симфонии: «В этой православной музыке видны порою всполохи языческой Руси. Мощная национальная стихия проявляется и в потаенных интонациях «Перезвонов». Бесспорно, что это музыка XXI века, вобравшая в себя не только музыку предшествующих веков, но и жизнь России. Величавая и по-молодому дерзкая гаврилинская музыка выводит на дорогу то слепящим, то кротким светом. Возблагодарим же тех, кто дал нам увидеть: «Сияет!»
В 2001 году вышли в свет записи выдающегося русского композитора Валерия Гаврилина – «О музыке и не только…». Из них вырисовывается образ оригинального мыслителя, зоркого, художника, талантливого писателя, умного собеседника - человека, чьи мысли постоянно были заняты размышлениями о русской национальной культуре, о русской музыке, о вкладе русского народа в мировую культуру. Жизненный путь композитора пролегал не по торной дороге, и в 1999 году его сердце не выдержало, а звуки души живут и в книгах, и в музыке. Они заставляют нас думать.
«Неповторимый значит смертный. Хочу повторяться и быть бессмертным. Хочу повторять любимое и обессмертить его. Это мое кредо».
«Счастье жизни — в труде и в познании простейших истин жизни».
«Дурное отношение к труду — первый и самый важный шаг на пути превращения человека в животное, первый шаг на пути к человеконенавистничеству».
«Говоря просто о дряни, делаешь ее еще гаже. О красоте — еще краше».
«Ложь, неправда, упрятанная в правду, как яд в золотой перстень, в разум нации; СМИ, как фея, вертят свое страшное веретено, уколы которого погружают нацию в сон и одурь».
«Человек, говорящий правду, умирает не от болезни»
«О главном редакторе К-м: ясно, что он не интеллигент. Он оборотень. Интеллигентный человек не может быть трусом».
«Бедное, прекрасное племя, братья мои, русская интеллигенция. Вы выросли в России, как незабудки на болоте. Вас нельзя было взять, не провалившись в гниль. Теперь вас используют, как фиалку в табаке — для запаха. Бедное, эксплуатируемое, гонимое племя. Вы живете пока только воспроизводством. Будет ли эта жизнь вечной?».
«Нет ничего страшнее либерализма. Даже воинствующий консерватизм лучше, т.к. он очевиден. Либерализм же лжив, увертлив и трудно уловим. Он путает ясное отношение к вещам и сбивает с прямой дороги».
«Поскакавши — постоим,
Постоявши — скачем.
Что имеем — не храним.
Потерявши — плачем».
«Атеизм — это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ провалится».
«Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей ЖИТЬ, учи любить, страдать и еще любить, и еще любить».
«Дети еще ничем не пахнут. Они одержимы лишь чистыми отчаянными идеями».
«Царь музыки — человеческий голос. Границы его невелики, но глубина его бесконечна, как сама история человека!»
«Человека воспитывает не искусство, а только другой человек».
«Судьба песни наиболее схожа с жизнью, судьбой человеческой, более других жанров подчиняется правилам человеческого существования: мода, наряды, питание (хорошее, дурное), похожесть, непохожесть (как мой предок похож и не похож на меня), гены, память, смерть и даже… воскрешение. Самых святых, конечно».
«Если художник тянется к свету — время его не согнет. Даже на крутых откосах деревья вырастают прямо».
«Г.В. Свиридов — один из немногих художников, чья муза никогда не вдохновлялась грязью. Он весь от света».
«Уехал, остался за границей Барышников. Как грустно. Печально, что все труды и средства, даваемые государством и народом, поставлены лишь на обслугу других народов, на то, чтоб вернуть эти средства только валютой, а не разработанными душами своих людей».
«Перед Богом нет дел великих и малых — есть дела прямые и кривые». «Сейте рожь, а васильки вырастут сами».
«У нынешней творческой молодежи нет сознания, ПРОТИВ ЧЕГО они. Они прямо пристраиваются в кильватер существующим тенденциям».
«Любовь к чистому искусству обеспечивается грязной жизнью, безнравственной».
«Россия — единственная страна, гражданин которой может сказать, что он как чужой в своем Отечестве — так хорошо у нас иностранцам и так плохо своим».
«Молодежь — наиболее консервативная часть общества. Никто с таким упорством не ищет легких и обходных путей. Если их нет — слепо идет по старым».
«Творчество — одно из самых необходимых условий жизни современного человека. В какой бы малой дозе оно ни присутствовало в личности, оно делает ее живой. Без моментов творчества организм расстраивается, как без витамина».
«Фольклор — детище сложившейся морали и веры. Без них фольклор невозможен».
«Безоглядная модернизация жизни, безумный отход от традиций с каждым веком увеличивают число неприкаянных, выброшенных из круга жизни людей, не сумевших приспособиться. И они станут могильщиками прогресса».
«Русская литература!!! Какой могучий, развернутый, глубоко эшелонированный в веках фронт, наступающий в постоянно одном направлении — к братству, добру, свету».
В 2004 году на телеканале широко отмечалось 65-летие со дня рождения Валерия Гаврилина. Были показаны исполнение сочинения В.А. Гаврилина «Перезвоны», программа из цикла «Острова» о композиторе, его жизни и творчестве , фильм-балет «Анюта»...
Использованы материалы сайтов: Культура Вологодской области RedNews.ru

Hosted by uCoz